Рабочая программа воспитания муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 125» (далее МДОУ «Детский сад № 125») разработана на основе требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и на основании примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21). Работа по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников в МДОУ «Детский сад № 125» предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее - НОО). Рабочая программа воспитания в МДОУ «Детский сад № 125» строится на целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях формировании воспитывающей, личностно развивающей среды, отражает интересы и запросы участников образовательных отношений: - ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей; - родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых; - государства и общества. Рабочая программа воспитания и организация воспитательной работы в МДОУ «Детский сад № 125» спланирована с учетом региональной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Основой разработки Программы являются положения следующих документов: - Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками); - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; - Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; - Федеральный Закон от 29 декабря .2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207- р об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на основе базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни. Реализация Рабочей программы основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса. При разработке рабочей программы воспитания учитываются ключевые идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации. Результаты в части воспитания обучающихся, которые составлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нашли дальнейшее отражение при формировании личностных качеств гражданина, необходимых для сохранения и передачи ценностей следующим поколениям: В Программе воспитания МДОУ «Детский сад № 125» учитывается, что в основе организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте являются представления об особенностях данного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируются с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления рабочей программы воспитания. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе отражены образовательные отношения сотрудничества МДОУ «Детский сад № 125» с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.Основная образовательная программа МДОУ "Детский сад №125"
Наименование образовательной программы Основная образовательная программа МДОУ "Детский сад №125" Образовательная программа Аннотации к рабочим программам и рабочие программы Рабочая программа воспитания МДОУ "Детский сад №125"
Наименование рабочей программы Рабочая программа воспитания МДОУ "Детский сад №125" Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа Нормативный срок обучения 5 лет Образовательной программой не предусмотрена практика Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование(обучение) Русский Организация не осуществляет научную деятельность Информация о календарном учебном графике Календарный учебный график У образовательной программы нет государственной аккредитации У образовательной программы нет общественной, профессионально-общественной аккредитации Численность обучающихся 376 чел. Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 376 чел. В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являющихся иностранными гражданами 0 чел. Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации 0 чел. В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, являющихся иностранными гражданами 0 чел. Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов 0 чел. В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, являющихся иностранными гражданами 0 чел.
2023-2024 учебный год
Наименование группы |
Направленность |
Специфика |
Возраст детей |
Кол-во групп |
Группа для детей раннего возраста |
Общеразвивающая |
Нет |
1,5-3 |
1 |
Группа для детей раннего возраста |
Общеразвивающая |
Нет |
2-3 |
1 |
Группа для детей дошкольного возраста |
Комбинированная |
Тяжелые нарушения речи |
3-4 4-5 5-6 6-7 |
1 1 2 2 |
Группа для детей дошкольного возраста |
Обзеразвивающая |
Нет |
3-4 |
2 |
Группа для детей дошкольного возраста |
Комбинированная |
Задержка психического развития |
4-5 6-7 |
1 1 |
- Численность воспитанников за счёт ассигнований федерального/местного бюджета – 382 человека
- Численность воспитанников по договорам за счёт юридических/физических лиц – 0 человек
В муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад №125" реализуются программы дошкольного образования.
Форма обучения по всем программам - очная.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы - 5 лет.
Лицензия на образовательную деятельность МДОУ "Детский сад №125"
Основная образовательная программа (далее – Программа) разработана рабочей группой педагогов муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №125» города Ярославля (далее – МДОУ №125) и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет (до окончания образовательных отношений) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Настоящая основная образовательная программа дошкольного образования разработана учреждением в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.11.2022, регистрационный №71847) и ряда дополнительных программ, методик и технологий, позволяющих выполнять Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
- парциальной программой художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности И.А.Лыковой «Цветные ладошки»;
- парциальной программой Л.Л.Тимофеевой «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до8 лет»
Основная образовательная программа дошкольного образования является нормативно-управленческим документом организации и характеризует специфику:
- содержания образования,
- особенности организации образовательного процесса,
- характер оказываемых образовательных услуг.
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №125» города Ярославля – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса.
Программа включает совокупность образовательных областей по основным направлениям развития (физическому, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и социально-коммуникативному) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп.
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно – нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
- обеспечение единых для РФ содержания дошкольного образования (далее – ДО) и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в детском саду.
В ДОУ функционируют 12 возрастных групп, в том числе:
- Группа для детей раннего возраста (с 1,5 до 3-х лет) – 1;
- Группа для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) – 1;
- Группа для детей дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) – 3;
- Группа для детей дошкольного возраста (с 4 до 5 лет) – 2;
- Группа для детей дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) – 2;
- Группа для детей дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) – 3;
В 2022-2023 учебном году в МДОУ «Детский сад №125» функционируют восемь групп комбинированной направленности:
- Группа комбинированной направленности для совместного обучения здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи (3-4 года) – 1 группа;
- Группа комбинированной направленности для совместного обучения здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи (4-5 лет) – 1 группа;
- Группа комбинированной направленности для совместного обучения здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи (5-6 лет) – 2 группы;
- Группа комбинированной направленности для совместного обучения здоровых детей и детей с тяжелыми нарушениями речи (6-7 лет) – 2 группы;
- Группа комбинированной направленности для совместного обучения здоровых детей и детей с задержкой психического развития (4-5 лет) – 1 группа;
- Группа комбинированной направленности для совместного обучения здоровых детей и детей с задержкой психического развития (6-7 лет) – 1 группа;
В группах комбинированной направленности реализуются основная образовательная программа дошкольного образования (для здоровых детей), а также адаптированная образовательная программа (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
При разработке Программы учитывались:
- личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
- необходимость практической направленности образовательного процесса;
- интегративный подход к отбору и организации содержания образования.
Образовательная Программа ориентирована на учет:
интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанников, их законных представителей); сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.
Срок реализации Программы 5 лет.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Форма обучения очная. Нормативный срок обучения 5 лет. Обучение ведется на русском языке.
Адаптированные образовательные программы дошкольного образования, реализуемые в МДОУ "Детский сад №125"
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Ловкий мяч" (для детей 4-5 лет)
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Ловкий мяч" (для детей 5-6 лет)
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Ловкий мяч" (для детей 6-7 лет)
Программа оздоровления детей в МДОУ "Детский сад №125" на 2015-2020 годы
Аналитическая справка по результатам реализации программы оздоровления за 2019 год